Беспечный Ездок Понедельник
20.05.2024
00:11
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каретка велосипеда - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Велосипедное » Технические вопросы » Каретка велосипеда
Каретка велосипеда
MasterSlДата: Четверг, 14.04.2011, 19:59 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 171
Репутация: 1
Статус: Offline
На сегодняшний день в MTB используются два стандарта чашек каретки: BSA (B.C. 1.37" x 24T) и Italy(M36 x 24T). Последний крайне редко и на самых дешевых велосипедах. Можно считать, что по резьбе все MTB одинаковые и не заморачивать себе голову. Имеется три стандарта посадочных частей валов: квадрат, Octalink и ISIS.
Квадрат - старый, но не изживший себя стандарт, дешевый, вполне надежный и простой в эксплуатации. Собственный стандарт болта, крепящего шатун. Квадраты разных производителей могут немного отличаться, лучше ставить каретку того же производителя, что стояла ранее с вашей системой. Если система новая - без разницы

Octalink - относительно новый шимановский стандарт двух несовместимых видов: обычный и XTR. По сравнению с квадратом обеспечивает более высокую жесткость и меньший вес вала каретки. Хотя формально шлицы присутствуют, но на деле они не работают - шатуны все равно садятся на конус. Шатуны под каретки octalink выпускают Shimano, FSA, Ritchey, Black Spire, Roox. Собственный стандарт болта, крепящего шатун.

ISIS - создан Race Face в противовес шимановскому окталинку. Это действительно шлицевой крепеж, придающий высочайшую прочность соединению шатуна и вала каретки. По весу незначительно отличается от Octalink. Стандарт поддерживает также Truvativ, FSA. Собственный стандарт болта, крепящего шатун.
Естественно, что все вышеперечисленные стандарты между собой никак не совместимы. Шлицевую систему octalink нельзя поставить ни на квадрат, ни на ISIS, и наоборот.
Существует два стандарта ширины кареточного узла рамы: 68мм и 73мм. Помимо этого, есть несколько стандартов длины вала, определяющиеся используемой системой и шириной кареточного узла. Критичный параметр! В MTB встречаются 110мм, 113мм, 118.5мм, 122.5мм, 127.5мм. Подходящую длину вала можно определить по спецификациям производителя системы, либо померять штангенциркулем старую ось от среза до среза и округлить до ближайшего стандартного значения.
Стоит сказать еще о том, что для кареток ISIS нужен подходящий съемник - ось в него должна войти глубже, чем в шимановский. Можно рассверлить шимановский, если есть где. XTR, начиная с 2003 года, здесь не рассматриваем, т.к. в этой группе не совсем каретка - она частично интегрирована с шатунами.
Классификация
Полукартриджная каретка (semi-cartridge).Ставится на младшие велосипеды, никак не защищена, требует частого ТО. Поэтому совет - уходить вусмерть, выкинуть и поставить картридж. Отличительная особенности - свободно вынимается ось, насыпные подшипники. Выпускается только под квадрат.
Картриджная каретка (cartridge). Наиболее распространенный сейчас тип, неплохо защищена, не требует ТО. Эксплуатируется по принципу сносил-выкинул.
Облегченная каретка на картриджных подшипниках. Весьма дорогой тип, редко устанавливаемый на байки. Подшипники защищены от грязи. Отличие от картриджной - заметно меньший вес.
Что выбрать? Здесь трудно советовать что-либо конкретное. Каретки и системы под квадрат до сих пор поддерживаются и выпускаются от очень дешевых до очень дорогих. Современная шимана Deore/LX/XT - единственный вариант под Octalink. Под ISIS довольно большой выбор на рынке как систем, так и кареток. Имеет смысл сказать, что ISIS - для более агрессивного применения, нежели остальные типы, а квадрат дешевле других сходного уровня. С эксплуатационной точки зрения наибольший интерес представляет именно стандарт ISIS, ибо и окталинк и квадрат подвержены крайне неприятному глюку - они щелкают и хрустят. ISIS же не хрустит принципиально в силу конструктивных особенностей шлицевого крепления.
Некоторые подробности Для интересующихся, несколько моментов по всем типам кареток, точнее принципам крепления шатунов.

Крепление под квадрат обеспечивает достаточно высокую прочность соединения, однако при частых сборках/разборках быстро убивает посадочную часть шатуна. Шатун серьезно повреждается, если ехать с люфтом. Красным отмечен район напрессовки шатуна.


Плюс к этому, как уже говорилось выше, у разных кареток квадраты немного отличаются и, после установки, ответная часть шатуна перестает быть прямоугольной формы, в результате чего может оказаться невозможным использование каретки другого производителя:

Крепление octalink также сделано по принципу конуса, однако оно не убивает шатун во время сборок/разборок. При езде с незатянутым шатуном могут быть повреждены его шлицы. Красным отмечен район напрессовки шутуна. Сами шлицы нужны лишь для позиционирования шатунов при установке и эксплуатационной нагрузки не несут.


Крепление ISIS в отличие от квадрата не повреждает шатун при сборках/разборках, и при этом посадочная часть значительно больше, чем на обоих предыдущих типах. Шлицы работают полностью и при напрессовке шатуна и при работе педалями.



http://www.velodrive.ru/about/rubriki/21/?id=157
 
MasterSlДата: Четверг, 14.04.2011, 20:03 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 171
Репутация: 1
Статус: Offline


Каретка (bottom bracket), представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Назначение кареточного узла - передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Расположение в нижней части рамы, прямо за передним колесом, приводит к постоянному его закидыванию грязью и водой, поэтому подшипники каретки должны быть хорошо защищены от воздействия внешней среды.
Типы кареточных узлов.

Все каретки можно разделить на открытые и закрытые, так называемые картриджи или капсулы. Иногда можно встретить и "полукартриджи". В первом случае, вал вращается в подшипниках, установленных в чашках, которые в свою очередь ввинчиваются в кареточную трубу рамы. Недостатки этого типа кареток - необходимость точного изготовления рамы для избежания перекосов и сложность организации качественной защиты подшипников от внешней среды.

Картридж каретки позволяет избежать этих проблем: подшипники находятся в жестком корпусе, который вворачивается в велосипедную раму. Это исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку. В картридже можно удобно разместить качественное уплотнение вала. Крое того, подшипники будут защищены от ржавчины, которая может осыпаться с внутренней стороны труб рамы. Большинство картриджей неразборные, но есть и разборные, например, недорогие картриджи Shimano. Желательно выбирать картриджи с хромированным внешним покрытием (например, Shimano Deore LX и выше) и обильно смазывать во избежание "прикипания" к раме.

В то же самое время нельзя сказать: "открытая каретка - плохо, картридж - хорошо". Например, при попадании грязи в открытую каретку ее можно прочистить и собрать с новой смазкой, в то время как картридж в таких условиях быстро износится и выйдет из строя.
Типы соединений вала каретки с шатунами.

На очень дешевых велосипедах неизвестного производства нередко можно встретить каретки, в которых кареточный вал и шатуны представляют собой единую деталь. Такие "одноразовые" каретки не выдерживают никакой критики.

Для велосипедов советского и российского производства характерно соединение вала каретки и шатунов при помощи шпонки (клина). В существующем исполнении - ненадежная конструкция, которая часто разбалтывается, если шпонка не была завинчена как следует перед первой поездкой (а на новых велосипедах она очень часто закручена слабо). Единственное достоинство этого типа соединения заключено в возможности достаточно легкого снятия шатунов без специальных съемников.

На большей части импортных велосипедов используется соединение с посадкой шатунов "на квадрат". Концы вала в таких каретках выполнены в виде конуса квадратного сечения. Соединение получается весьма жестким и не разбалтывается со временем, так как основная нагрузка идет на сам вал, а не на шпонку, как в предыдущем типе. Вал и шатун соединяются болтом под рожковый ключ на 15 мм или шестигранник на 8 мм, на самых дешевых каретках, например, Shimano Tourney, шатун крепится гайкой. В этом случае, для снятия шатунов приходится использовать специальный съемник.

На более продвинутых велосипедах, как горных, так и шоссейных, сейчас используется шлицевое соединение вала каретки и шатунов. Существует два стандарта: Shimano OctaLink, который используется только Shimano в группах Deore - XTR, и, появившийся в 2000 году (из-за лицензионных требований со стороны Shimano) ISIS Drive, поддерживаемый такими известными компаниями, как Bontrager, Chris King, FSA, Race Face, Stronglight, Truvativ. Оба типа соединений несовместимы из-за разного числа шлицов и их конфигурации. Шлицевое соединение позволяет достичь еще большей жесткости, чем квадратное, а также, использовать в каретках пустотелые валы большого диаметра для снижения веса и увеличения жесткости последних.
Размеры кареток.

При установке каретки необходимо учитывать следующие размеры: ширину кареточной трубы рамы (bottom bracket shell), тип правого фланца, длину вала (axle length) и параметр chain line.

Ширина кареточной трубы может быть одного из трех размеров: 68 или 73 мм типа BSA или 70 мм итальянского типа. Кроме размеров, третий тип отличается и резьбами. Наиболее распространены два первых типоразмера, причем еще существуют так называемые E-type каретки с увеличенным бортиком с правой стороны для крепления переднего переключателя передач.

Длина вала каретки в сочетании с использованием конкретной системы определяют, на каком расстоянии будут находиться звезды системы, относительно средней плоскости рамы велосипеда (параметр chain line). Характерные значения - 47.5 и 50 мм. Характерные длины валов под шлицевое соединение - 113 и 118 мм, а под квадрат их достаточно много: от 116-127 для Shimano Tourney, 116 для Shimano Altus до 108-113 для более высоких групп.

http://agbike.spb.ru/technics/bottom_bracket.html

 
MasterSlДата: Четверг, 14.04.2011, 20:14 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 171
Репутация: 1
Статус: Offline
Каретка - это механизм обеспечивающий вращение шатунов с педалями.
А значит поступательное движение велосипеда в пространстве.

Основная классификация кареток - по типу конструкции и стандарту оси.

1. Тип каретки

- На современных велосипедах каретка часто представляет собой неразборный и необслуживаемый узел - картридж(такой цилиндрик по обоим сторонам которого торчат концы оси(или вала). На эти концы надеваются шатуны с педалями,а сам картридж ввинчивается в кареточный узел рамы велосипеда )
При возникновении любой неисправности (люфт, заедание) его надо просто заменить на новый. Другого пути нет

- На более простых и дешевых моделях может стоять разборная каретка .
По сути это просто та же ось с двумя выступами.
Она вставляется в кареточный узел на раме и закрывается с обеих концов чашками.
В чашках насыпаны шарикоподшипники. Ну и смазка конечно.

Какой тип лучше - трудно сказать.
Есть преимущества и недостатки у обоих. Например грязь - если каретка разборная, то грязь туда набивается будь здоров.
Особенно если ездишь по воде, всяким пыльным дорогам , гатям и тп.
Вдобавок из труб рамы внутрь разборной каретки сыпется ржавчина через технологические дырочки.
Все это приводит к тому что вскоре каретка начинает скрипеть, хрустеть и даже заедать.
И тогда нужно снимать шатуны , разбирать аккуратно , промывать все внутри и каждый шарикоподшипник в отдельности и менять смазку. Впрочем это не так сложно и не так долго - зато каретка как новая с минимальными вложениями труда и капитала!

А вот если грязь попадет внутрь картриджной каретки (что конечно менее вероятно) , внутри что случится с шариками или снаружи со шлицами вала, то увы придется ее выбрасывать и покупать новую

2. Стандарт оси

Определяется видом концов оси каретки на которые насаживаются шатуны с педалями.
Чаще всего используются два стандарта - шлицевое и "квадрат".

- Квадрат - самый древний стандарт, но до сих пор себя не изжил и широко испрользуется благодаря своей простоте и надежности.
Концы вала в таких каретках выполнены в виде конуса квадратного сечения.
Соединение получается весьма жестким и не разбалтывается со временем, так как основная нагрузка идет на сам вал.

- Шлицевое - это когда конец оси круглый , а на нем по периметру такие выступы - шлицы.
С их помощью шатуны фиксируются на оси.
Шлицевые соединения встречаются двух типов в зависимости от фирмы производителя - ISIS(FSA,Truvative и др) и Oktalink(Shimano)
Они несовместимы из за разного числа шлицев и их конфигурации.
Преимущества - большая жесткость чем у квадрата и возможность использования пустотелых валов для облегчения конструкции в целом.
Крепление ISIS в отличие от квадрата не повреждает шатун при сборках/разборках, и при этом посадочная часть значительно больше, чем на "квадрате" и Octalink'е.
На Octalink'е также как и на ISIS присутствуют шлицы, но посадка осуществляется частично на конус.
Зажимается все это дело специальным болтом. Если последний не дотянуть, то можно сорвать шлицы.

В интернете встречаются даже сравнительные расчеты на прочность шлицевого и квадратного стандарта.
И если в результате запас прочности на износ у квадрата оказывается достаточно высоким, то шлицевое соединение при достаточно интенсивном педалировании за 2 сезона приходит в негодность.
Деформация шлица от одного нажатия на педаль составляет около 1 нанометра, это кажется совсем не много, но если учесть, что за сезон многие из нас проходят около 5 тысяч километров, и предположим, что они упорно крутят педали половину всего этого пути и едут на последней передаче, за сезон выходит где-то 250 тысяч оборотов.
А теперь вспомним сколько составлял наш износ от одного поворота, видите, за сезон износ составит четверть миллиметра, и это без учета того, что при наличие даже небольшого люфта он усиливается в несколько раз!
В результате, после 2-3 сезонов вам придется менять систему целиком, желательно с кареткой вместе, а через 2-3 года опять и так далее.
При том, что хорошая Шимановская система будет вам стоить не менее 100$ и еще каретка(30-50$)
Невольно задаешься вопросом: «А зачем тогда было фирме Шимано переходить на шлиц?», ответ простой - наверно чтобы уменьшить срок службы детали, и, соответственно, увеличить прибыль от более частой замены.
Впрочем ISIS значительно прочнее шимановского стандарта.

При покупке новой каретки надо учесть, что существуют различные стандарты на шаг резьбы, по которой каретка ввинчивается в кареточный узел рамы.(это касается картриджных кареток)
Резьба может быть метрическая и дюймовая. Естественно, надо покупать такую каретку, у которой резьба соответствует резьбе в раме.
Существуют два стандарта:
- BSA, резьба 1.37" x 24T
- Italy, резьба M36 x 24T

Наиболее популярен первый стандарт. Итальянский стандарт чаще всего встречается на шоссейниках.
на итальянском стандарте все резьбы, в отличие от BSA, правые.

Кроме шага резьбы, у различных моделей кареток могут отличаться длина оси и ширина самой каретки.
Ширина каретки должна соответствовать ширине кареточного узла рамы, а длина оси должна быть достаточной для того, чтобы шатуны были несколько удалены от рамы, а передний переключатель мог перевести цепь на самую маленькую ведущую звездочку, не упираясь в раму.
В настоящее время существуют два стандарта ширины каретки (меряется по торцам кареточного стакана рамы). Это 68 и 73 мм.
Характерные длины валов под шлицевое соединение - 113 и 118 мм, а под квадрат их достаточно много: 116-127 для Shimano Tourney, 116 для Shimano Altus , 108-113 для более высоких групп.
Размеры каретки обычно нанесены на ее корпус (для неразборных кареток)

http://www.ufabike.ru/gelKaretka.php

 
MasterSlДата: Четверг, 14.04.2011, 20:30 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 171
Репутация: 1
Статус: Offline
Каретка (bottom bracket), представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Назначение кареточного узла - передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Расположение в нижней части рамы, прямо за передним колесом, приводит к постоянному его закидыванию грязью и водой, поэтому подшипники каретки должны быть хорошо защищены от воздействия внешней среды.

Типы кареточных узлов.

Все каретки можно разделить на открытие и закрытые(картриджи) кареточные узлы.

Открытая каретка представляет собой кареточный вал и набор подшипников, которые прижимаются чашками и вворачивающимися непосредственно в кареточную трубу велосипедной рамы.
Недостаток открытых кареток в том, что в них часто попадает грязь, влага, они быстро засоряются и приходится их перебирать, но при постоянном уходе открытая каретка может проработать очень долго. Еще одним недостатком можно назвать перекос кареточного вала относительно кареточной трубы это зависит от качества самой рамы и кареточного узла.

Картриджная каретка представляет собой неразборный корпус, картридж, в котором находятся подшипники и кареточный вал, картридж вворачивается в кареточную трубу велосипедной рамы. Подобная конструкция позволяет избежать попадания грязи, песка и влаги, исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку. Недостаток картриджных кареток в том, что при попадании грязи и воды внутрь картриджа, каретка не подлежит ремонту, поскольку картридж нельзя разобрать. Существуют полуразборные каретки, что иногда позволяет их ремонтировать.

Стандарты соединений каретки и шатунов.

SQR - соединение на квадрат. Пожалуй, самое распространенное соединение на сегодняшний день, подобные каретки выпускаются практически всеми производителями велосипедных компонентов. Концы вала на таких каретках выполнены в форме конуса, квадратного сечения. Вал и шатун соединяются с помощью болта под рожковый ключ или шестигранник. Для того чтобы потом снять шатуны с вала каретки, вам придется воспользоваться специальным съемником для шатунов, без которого это просто невозможно.

Каретки с соединением на квадрат, раньше являлись стандартом в горном велосипеде и несмотря на то, что до сих пор практически все велосипеды начального уровня комплектуются именно каретками на квадрат, это соединение вытесняется более новыми и совершенными видами соединений. Если Shimano еще несколько лет назад выпускала каретки уровня XTR с креплением на квадрат, то сейчас для этой линейки разработан новый вид крепления.

Octalink – стандарт Shimano, на сегодняшний день выпускается для линеек велокомпонентов Deore и LX. Представляет собой картриджную каретку с круглым валом со шлицевым типом соединения. Соответственно для таких кареток подходят только системы производства Shimano. Шлицевое соединение позволило выпускать каретки с полым валом большего диаметра, что привело к снижению веса и повышение жесткости вала по сравнению с соединением на квадрат.

HOLLOWTECH II - для XT,XTR и Saint была разработана еще одна технология под названием HOLLOWTECH II с интегрированной системой каретки и шатунов, которая монтируется со стороны правого шатуна.
Система Hollowtech II уменьшает количество составных частей, а тем самым значительно снижает вес и увеличивает жесткость и срок эксплуатации системы.

Считается, что данный стандарт используется только Shimano, однако производитель hi-end компонентов для велосипедов Race Face, в своих компонентах для XC, DH и FR пользуется данным стандартом. И что самое главное эти компоненты полностью совместимы со стандартом Hollowtech II. Надеюсь, что данному примеру обязательно последуют другие производители.

GXP (Giga X Pipe) — аналог HOLLOWTECH II от Truvativ. В данной каретке используется схожая система крепления системы, но шлицы не совместимы с HOLLOWTECH II. В группу GXP входят следующие системы — Noir, Stylo.

ISIS Drive – шлицевой стандарт, поддерживаемый такими производителями, как Race Face, Truvativ, FSA, Bontrager, Chris King, Stronglight. Является также очень надежным как и стандарт Octalink, но эти стандарты не совместимы из-за разного количества шлицов.

Размеры кареток

Диаметр каретки - производители рам и компонентов для велосипедов придерживаются различных стандартов при изготовлении своих изделий. Поэтому иногда приходится сталкиваться с несовместимостью одной детали с другой. В горном велосипеде обычно используются два стандарта – это 68 и 73 мм. К счастью большинство моделей кареток выпускается как для первого, так и для второго стандарта. Однако при покупке нужно быть внимательным. Ведь вы не хотите попасть в такую ситуацию когда купленную каретку надо нести опять в магазин и менять на ту, которая подойдет.

Длина оси - если стандартных диаметра всего два, то стандартов длины оси, несколько больше. В горном велосипеде используются следующие стандарты – 110; 113; 118,5; 122,5 и 128мм. Например, каретка от Truvativ Overdrive DH выпускается только с длиной 128 мм.
В конечном счете, длину оси каретки выбирают в зависимости от длины кареточной трубы вашей рамы, типа системы и количества звезд на ней.

Что выбрать?

Здесь трудно советовать что-либо конкретное. Каретки и системы под квадрат до сих пор поддерживаются и выпускаются от очень дешевых до очень дорогих. Как под Octalink, так и под ISIS довольно большой выбор на рынке и систем и кареток.

Имеет смысл сказать, что ISIS - для более агрессивного применения, нежели остальные типы, а квадрат дешевле других сходного уровня.

С эксплуатационной точки зрения наибольший интерес представляет именно стандарт ISIS, ибо и окталинк и квадрат подвержены крайне неприятному глюку - они щелкают и хрустят. ISIS же не хрустит принципиально в силу конструктивных особенностей шлицевого крепления.
http://velokrivbass.com/velozhelezo/tipy-velosipednyh-karetok.html

 
Форум » Велосипедное » Технические вопросы » Каретка велосипеда
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz